Особенности конструкции
|
Рис. 6.6.
Привод передних колес: 1 – грязеотражательное кольцо; 2 – корпус
наружного шарнира; 3 – сепаратор наружного шарнира; 4 – обойма наружного
шарнира; 5, 17 – шарики; 6, 16 – стопорные кольца; 7, 9, 11, 13 –
хомуты; 8, 12 – чехлы; 10 – вал привода; 14 – чехлодержатель; 15 –
уплотнительное кольцо; 18 – обойма внутреннего шарнира; 19 – сепаратор
внутреннего шарнира; 20 – корпус внутреннего шарнира; 21 – стопорное
кольцо
|
Привод передних колес ( рис. 6.6)
состоит из наружного 2 и внутреннего 20 шарниров равных угловых
скоростей (ШРУС), соединенных валом 10. Наружный шарнир обеспечивает
возможность только угловых перемещений соединяемых валов. Внутренний
шарнир дополнительно к угловым обеспечивает и осевые смещения валов при
повороте передних колес и работе подвески. Валы приводов левого и
правого колес выполнены разной длины (правый длиннее), что обусловлено
компоновкой моторного отсека автомобиля (главная передача смещена влево
относительно продольной оси автомобиля), поэтому приводы
невзаимозаменяемы. Шарниры равных угловых скоростей обоих приводов
одинаковы. Для снижения вибраций в трансмиссии на валу правого привода
закреплен динамический демпфер.
Для смазки шарниров применена специальная смазка с дисульфидом
молибдена (отечественный аналог — ШРУС-4). Герметизация шарниров
обеспечена резиновыми чехлами 8 и 12 (см. рис. 6.6), закрепленными на корпусах шарниров хомутами 7, 9, 11, 13.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Шарниры приводов очень долговечны. Однако из-за повреждения
защитных чехлов их довольно часто меняют. Работа по замене приводов
передних колес трудоемкая, а приводы недешевы. Для того чтобы серьезно
сэкономить свое время и деньги, избегайте повреждения защитных чехлов
шарниров (например, в результате наезда на торчащую из земли проволоку) и
немедленно заменяйте их при малейших повреждениях. Если в шарнир через
поврежденный чехол попадет вода или пыль, он выйдет из строя через
несколько сотен километров пробега. Герметичный шарнир изнашивается
чрезвычайно медленно.
|
Возможные неисправности приводов передних колес, их причины и способы устранения
Снятие и установка приводов передних колесПриводы
передних колес снимают для их замены при повреждении или для замены
шарниров. Кроме того, приводы передних колес приходится снимать для
получения доступа к другим агрегатам.
Вам потребуются: ключ «на 19», торцовая головка «на 32»,
динамометрический ключ, ключ для болтов колес, отвертка с плоским
лезвием, съемник шаровых шарниров, монтажная лопатка.
1. Ослабьте затяжку гайки ступицы переднего колеса.
2. Ослабьте затяжку болтов крепления колеса, затем поднимите переднюю часть автомобиля и установите на надежные опоры.
|
|
3. Снимите колесо, отверните гайку ступицы…
|
4. …и снимите упорную шайбу, поддев отверткой.
|
|
|
5. Снимите пружинный фиксатор гайки пальца шаровой опоры, отверните гайку и выпрессуйте палец съемником (см. «Замена шаровой опоры амортизаторной стойки»).
|
6. Немного отведите телескопическую стойку в сторону и
извлеките из ступицы хвостовик наружного шарнира равных угловых
скоростей.
|
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Если не удается извлечь хвостовик шарнира усилием рук, выбейте
его из ступицы легкими ударами молотка через деревянную проставку.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
При снятии привода возможно вытекание части масла из коробки передач, поэтому приготовьте емкость для сбора масла.
|
|
|
7. Уперев монтажную лопатку в картер коробки передач через
деревянную проставку, выпрессуйте внутренний шарнир привода из
полуосевой шестерни…
|
8. …и снимите привод переднего колеса в сборе.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Заменяйте стопорное кольцо хвостовика внутреннего шарнира новым кольцом при каждом снятии привода с автомобиля.
|
9. Установите привод и снятые детали в порядке, обратном снятию.
Гайку ступицы окончательно затягивайте на автомобиле, стоящем на земле,
моментом, указанным в приложении 1.
10. После затяжки застопорите гайку с бородком и молотком.
11. Второй привод заменяют аналогично.
12. После установки всех деталей проверьте уровень масла в коробке передач и при необходимости долейте (см. «Проверка уровня и доливка масла в коробку передач».
6.3.4. Замена шарниров равных угловых скоростейЕсли во
время движения при поворотах автомобиля слышны стуки в переднем приводе,
проверьте шарниры равных угловых скоростей. Если при покачивании рукой
вала привода чувствуется люфт в шарнире или защитные чехлы порваны,
такой шарнир необходимо заменить. Разбирать шарнир практически нет
смысла. Эта работа трудоемкая, а при порванном чехле попавшая в шарнир
грязь уже привела в негодность детали шарнира. Заменять по отдельности
детали шарнира нельзя, поэтому самое оптимальное решение — заменить
шарнир в сборе. В крайнем случае допускается разборка для замены смазки
внутреннего шарнира как менее подверженного попаданию воды и дорожной
грязи. Появление следов смазки на шарнире указывает на то, что чехол
порван.
Вам потребуются: бокорезы, съемник стопорных колец, бородок, молоток.
1. Снимите привод переднего колеса в сборе (см. «Снятие и установка приводов передних колес»).
2. Очистите детали и осмотрите привод:
– наружный шарнир равных угловых скоростей должен поворачиваться с
легким усилием без рывков и заеданий, без радиальных и осевых люфтов.
При их наличии замените шарнир;
– внутренний шарнир должен перемещаться в угловых и осевых
направлениях с легким усилием, при этом не должно ощущаться рывков,
заеданий и радиальных люфтов. В противном случае замените внутренний
шарнир;
– защитные чехлы наружного и внутреннего шарниров не должны иметь трещин и разрывов. Замените поврежденные чехлы;
– вал привода колес не должен быть деформирован. Замените деформированный вал.
|
|
3. Перекусите бокорезами замок хомута крепления чехла наружного шарнира…
|
4. …и снимите хомут.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
Хомуты крепления защитных чехлов шарниров равных угловых
скоростей одноразового использования, при сборке замените их новыми. Как
правило, хомуты входят в комплект нового шарнира.
|
|
|
5. Аналогично снимите второй хомут крепления чехла.
|
6. Сдвиньте защитный чехол…
|
|
|
7. …разожмите стопорное кольцо съемником стопорных колец и сбейте обойму с вала молотком через бородок.
|
8. Снимите наружный шарнир со шлицев вала.
|
9. Извлеките стопорное кольцо из отверстия обоймы.
ПРИМЕЧАНИЕ
При сборке замените стопорное кольцо новым. Как правило, оно входит в комплект нового шарнира.
|
10. Снимите защитный чехол.
ПРИМЕЧАНИЕ
При сборке защитный чехол замените новым. Как правило, чехол входит в комплект нового шарнира.
|
11. При необходимости таким же образом снимите внутренний шарнир
равных угловых скоростей. Он имеет конструкцию, практически аналогичную
конструкции наружного шарнира (дополнительно установлен держатель
чехла), и закреплен на валу привода таким же способом, что и наружный.
12. Промойте все металлические детали керосином до полного удаления старой смазки.
13. Перед сборкой заполните шарниры новой смазкой. Если смазка не
входит в комплект устанавливаемого шарнира, используйте смазку ШРУС-4
или аналогичную импортную.
14. Установите детали в порядке, обратном снятию.
15. После установки чехла, перед его закреплением хомутами,
оттяните край чехла от корпуса шарнира (например, отверткой), чтобы
выпустить из чехла лишний воздух.
16. Проверьте плотность прилегания поясков чехла и надежность
крепления хомутов. Чехол не должен проворачиваться на шарнире, а хомуты —
на чехле. В противном случае замените хомуты.
|