Особенности конструкции
|
Рис. 6.1.
Сцепление и привод его выключения: 1 – пробка бачка гидроприводов
тормозов и выключения сцепления; 2 – бачок гидроприводов тормозов и
выключения сцепления; 3 – хомуты; 4 – шланг к главному цилиндру
гидропривода выключения сцепления; 5 – главный цилиндр гидропривода
выключения сцепления; 6, 10 – гайки; 7 – толкатель главного цилиндра
гидропривода выключения сцепления; 8 – прокладка главного цилиндра
гидропривода выключения сцепления; 9 – палец вилки толкателя главного
цилиндра гидропривода выключения сцепления; 11, 15 – втулки оси педали
сцепления; 12 – регулировочный болт; 13 – упор регулировочного болта; 14
– возвратная пружина педали сцепления; 16 – ось педали сцепления; 17 –
стопорная шайба пальца вилки толкателя главного цилиндра гидропривода
выключения сцепления; 18 – накладка площадки педали сцепления; 19 –
педаль сцепления; 20 – волнистая пружинная шайба; 21 – трубка
гидропривода выключения сцепления; 22 – фиксирующая скоба шланга
гидропривода выключения сцепления; 23 – кронштейн крепления шланга
гидропривода выключения сцепления; 24 – шланг гидропривода выключения
сцепления; 25, 32, 38, 42 – болты; 26 – кронштейн крепления рабочего
цилиндра гидропривода выключения сцепления; 27 – рабочий цилиндр
гидропривода выключения сцепления; 28 – уплотнительные шайбы наконечника
шланга гидропривода выключения сцепления; 29 – болт-штуцер крепления
наконечника шланга гидропривода выключения сцепления; 30 – сальник
первичного вала коробки передач; 31 – уплотнительное кольцо направляющей
втулки подшипника выключения сцепления; 33 – направляющая втулка
подшипника выключения сцепления; 34 – подшипник выключения сцепления;
35 – нижняя втулка вала рычага выключения сцепления; 36 – вилка
выключения сцепления; 37, 41 – шайбы; 39 – кожух сцепления с нажимным
диском; 40 – ведомый диск; 43 – картер сцепления; 44 – верхняя втулка
вала рычага выключения сцепления; 45 – рычаг выключения сцепления
|
На автомобили Chevrolet/Daewoo Lanos устанавливают сухое однодисковое сцепление с центральной диафрагменной пружиной ( рис. 6.1).
Нажимной диск смонтирован в стальном штампованном кожухе 39, прикрепленном болтами к маховику двигателя.
Ведомый диск 40 установлен на шлицах первичного вала коробки
передач и зажат диафрагменной пружиной между маховиком и нажимным
диском.
Подшипник 34 выключения сцепления установлен на направляющей втулке
33, закрепленной болтами на картере 43 сцепления. Подшипник
перемещается вилкой 36, установленной на валу выключения сцепления. На
этом же валу установлен рычаг выключения сцепления. На рычаг выключения
сцепления воздействует шток рабочего цилиндра гидропривода выключения
сцепления.
Гидравлический привод выключения сцепления состоит из главного 5 и
рабочего 27 цилиндров, шланга 24, трубки 21 и педали 19 сцепления.
Шлангом 4 главный цилиндр соединен с бачком, установленным на главном
тормозном цилиндре (бачок общий для обоих главных цилиндров). В
гидроприводе выключения сцепления используется тормозная жидкость.
Регулировка привода выключения сцепления описана в подразделе «Проверка и регулировка привода выключения сцепления».
Снятие и установка сцепленияВам потребуются: ключ «на 11», оправка для центрирования ведомого диска.
1. Снимите коробку передач (см. «Снятие и установка коробки передач»).
2. Удерживая маховик отверткой от проворачивания, выверните шесть
болтов крепления кожуха нажимного диска сцепления к маховику. Затяжку
болтов ослабляйте равномерно: по одному обороту ключа каждый, переходя
от болта к болту по диаметру.
ПРИМЕЧАНИЕ
Для наглядности работа показана на снятом двигателе.
|
3. Снимите кожух и ведомый диск сцепления.
|
Рис. 6.2. Оправка для центрирования ведомого диска сцепления
|
ПРИМЕЧАНИЕ
Для центрирования сцепления изготовьте оправку по рис. 6.2.
|
4. При установке сцепления сначала установите с помощью оправки (см. рис. 6.2)
ведомый диск, затем кожух нажимного диска и вверните болты крепления
кожуха к маховику. Болты вворачивайте равномерно: по одному обороту
ключа каждый, переходя от болта к болту по диаметру. Момент затяжки
болтов 15 Н·м.
5. Снимите оправку и установите коробку передач.
6. Проверьте и при необходимости отрегулируйте привод выключения сцепления (см. «Проверка и регулировка привода выключения сцепления»). Замена вилки и подшипника выключения сцепленияВам потребуется ключ «на 13».
1. Снимите коробку передач (см. «Снятие и установка коробки передач»).
|
|
2. Выверните болт крепления вилки к валу выключения сцепления...
|
3. …и извлеките вал из картера сцепления.
|
|
|
4. Снимите вилку выключения сцепления.
|
5. При необходимости извлеките из картера сцепления верхнюю…
|
|
|
6. …и нижнюю втулки вала выключения сцепления.
|
7. Снимите подшипник выключения сцепления с направляющей втулки.
|
8. Установите детали в порядке, обратном снятию. При установке
пластмассовых втулок вала выключения сцепления обратите внимание на то,
чтобы выступ (показан стрелкой на фото п. 6) на втулке попал в паз на
приливе картера. Смажьте втулки консистентной смазкой. Перед установкой
подшипника выключения сцепления смажьте наружную поверхность
направляющей втулки тонким слоем консистентной смазки. Замена главного цилиндра привода выключения сцепленияВам
потребуются: ключи «на 10», торцовая головка «на 13», специальный ключ
«на 10» для гаек трубопроводов, удлинитель, вороток, пассатижи.
1. Отверните пробку бачка и откачайте (например, большим
медицинским шприцем) тормозную жидкость из секции бачка главного
тормозного цилиндра, питающей гидропривод выключения сцепления.
ПРИМЕЧАНИЕ
Бачок, общий для главных цилиндров тормозов и выключения
сцепления, имеет три отдельные секции: две для раздельных контуров
гидропривода тормозов и одну для гидропривода выключения сцепления.
|
2. Снимите расширительный бачок системы охлаждения двигателя (см. «Снятие и установка расширительного бачка»).
ПРИМЕЧАНИЕ
Расширительный бачок системы охлаждения двигателя необходимо
снимать для получения доступа к главному цилиндру привода выключения
сцепления. Бачок можно не снимать полностью, достаточно отвернуть две
гайки его крепления и отвести бачок в сторону, не отсоединяя от него
шланги и не сливая охлаждающую жидкость.
|
|
|
3. Пассатижами сожмите отогнутые ушки хомута, сдвиньте хомут вдоль питающего шланга…
|
4. …и отсоедините шланг от главного цилиндра.
|
|
|
5. Отверните гайку крепления трубки гидропривода выключения сцепления к главному цилиндру…
|
6. …и отведите трубку в сторону.
|
7. В салоне автомобиля под панелью приборов отсоедините от педали сцепления толкатель главного цилиндра (см. «Снятие и установка педали сцепления»).
|
|
8. Отверните две гайки крепления главного цилиндра привода выключения сцепления к кузову…
|
9. …и снимите главный цилиндр.
|
10. Установите детали в порядке, обратном снятию, и удалите воздух из гидропривода (см. «Прокачка гидропривода выключения сцепления»).
11. Проверьте работу привода и при необходимости отрегулируйте ход педали сцепления (см. «Проверка и регулировка привода выключения сцепления»). Замена рабочего цилиндра привода выключения сцепленияВам потребуются: ключ «на 12», ключ-шестигранник «на 6».
1. Выверните болт-штуцер и отсоедините от рабочего цилиндра шланг. Заглушите шланг, чтобы не вытекала тормозная жидкость.
ПРИМЕЧАНИЕ
Обратите внимание на наличие и взаимное расположение двух медных уплотнительных шайб. Обжатые шайбы при сборке замените новыми.
|
|
|
2. Выверните два винта крепления рабочего цилиндра к кронштейну на картере сцепления...
|
3. …и снимите рабочий цилиндр.
|
4. Установите детали в порядке, обратном снятию, предварительно
смазав консистентной смазкой сопрягаемые поверхности штока рабочего
цилиндра и рычага вала выключения сцепления.
5. Удалите воздух из системы (см. «Прокачка гидропривода выключения сцепления»). Замена шланга и трубки гидропривода выключения сцепленияВам потребуются: ключи «на 10», «на 12»…
…специальный ключ для гаек трубопроводов «на 10», пассатижи.
1. Отверните гайку крепления трубки к наконечнику шланга и отведите трубку в сторону.
ПРИМЕЧАНИЕ
Полка крепления аккумуляторной батареи для наглядности снята.
|
|
|
2. Снимите фиксирующую скобу...
|
3. …и выведите наконечник шланга из кронштейна.
|
|
|
4. Выверните болт-штуцер и снимите шланг...
|
5. …обратив внимание на наличие и взаимное расположение двух медных уплотнительных шайб.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
Обжатые шайбы при сборке замените новыми.
|
6. Снимите расширительный бачок системы охлаждения (см. «Снятие и установка расширительного бачка»).
|
|
7. Отверните гайку крепления трубки к главному цилиндру привода выключения сцепления…
|
8. …извлеките трубку из держателя на брызговике и снимите трубку.
|
9. Установите детали в порядке, обратном снятию, и удалите воздух из гидропривода (см. «Прокачка гидропривода выключения сцепления»). Снятие и установка педали сцепленияПедаль сцепления
снимают для замены пластмассовых втулок ее оси и втулки пальца вилки
толкателя главного цилиндра привода выключения сцепления при появлении
скрипа, заедания или при увеличенном люфте, а также для замены
возвратной пружины при ее повреждении.
Вам потребуются: два ключа «на 15», пассатижи.
|
|
1. Отсоедините от педали сцепления толкатель главного
цилиндра привода выключения сцепления. Для этого пассатижами снимите
стопорную шайбу пальца вилки толкателя…
|
2. …и извлеките палец из отверстий вилки и педали.
|
3. Удерживая ключом б ось педали от проворачивания, отверните ключом а гайку оси.
|
|
4. Извлеките ось из отверстий педали и кронштейна…
|
5. …и снимите педаль, выведя паз а рычага педали из зацепления с возвратной пружиной
|
б.
6. При необходимости снимите возвратную пружину, выведя ее отогнутые концы из отверстий кронштейна.
|
|
7. Снимите с педали втулку пальца…
|
8. …и две втулки оси.
|
9. Установите детали в порядке, обратном снятию.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При установке педали сцепления проследите за тем, чтобы паз а (см. фото п. 5) рычага педали вошел в зацепление с возвратной пружиной б.
|
Прокачка гидропривода выключения сцепленияЕсли при
нажатой до упора педали сцепление выключается не полностью («ведет»),
что сопровождается характерным скрежетом шестерен при включении задней
передачи, возможно, в гидропривод выключения сцепления попал воздух.
Удалите его прокачкой гидропривода.
Кроме того, прокачка выполняется при заполнении гидропривода
жидкостью после ее замены или ремонта узлов системы, связанного с ее
разгерметизацией.
Вам потребуются: тормозная жидкость, шланг для прокачки, ключ «на 10», емкость для сливаемой жидкости.
1. Проверьте уровень рабочей жидкости в бачке главного тормозного
цилиндра (бачок общий для обоих главных цилиндров) и при необходимости
доведите до нормы.
|
|
2. Снимите защитный колпачок с клапана для удаления воздуха рабочего цилиндра сцепления.
|
3. Наденьте на клапан шланг и опустите его конец в емкость с
небольшим количеством тормозной жидкости. Попросите помощника нажать 4–5
раз на педаль сцепления с интервалами 2–3 с, а затем удерживать ее
нажатой. Выверните клапан на 3/4 оборота. Из шланга в емкость будет
вытекать жидкость с пузырьками воздуха.
|
4. Заверните клапан и попросите помощника отпустить педаль сцепления.
5. Повторите операции 3 и 4 несколько раз до начала выхода из шланга жидкости без пузырьков воздуха.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Во время прокачки гидропривода периодически проверяйте уровень
жидкости в бачке главного цилиндра сцепления. Не допускайте падения
уровня жидкости в бачке ниже метки «MIN» на стенке бачка. Своевременно
доливайте жидкость, иначе при осушении дна бачка в систему попадет
воздух и прокачку придется повторять заново.
|
6. Заверните клапан, наденьте защитный колпачок и при необходимости долейте жидкость в бачок главного цилиндра сцепления.
|