Особенности конструкции
|
Рис. 7.5.
Задняя подвеска: 1 – гайка верхней опоры амортизатора; 2, 5, 21 –
шайбы; 3, 4 – резиновые втулки; 6 – амортизатор; 7 – верхняя прокладка
пружины; 8, 24, 25 – болты; 9 – пружина задней подвески; 10, 20, 22 –
гайки; 11 – нижняя прокладка пружины; 12 – тормозной барабан; 13 –
наружный подшипник; 14 – шплинт; 15 – гайка; 16 – защитный колпак; 17 –
стопорная шайба; 18 – внутренний подшипник; 19 – сальник; 23 –
сайлентблок; 26 – подушки стабилизатора; 27 – стабилизатор; 28 – балка
задней подвески; 29 – рычаг подвески
|
Задняя подвеска ( рис. 7.5)
полунезависимая, рычажно-пружинная с продольными рычагами, шарнирно
закрепленными на кузове автомобиля и связанными между собой поперечной
балкой U-образного сечения. Продольные рычаги соединены с кузовом
сайлентблоками. Пружины подвески переменной жесткости (бочкообразные).
Верхние и нижние концы пружин опираются на упругие резиновые прокладки.
В балке подвески установлен стабилизатор поперечной устойчивости торсионного типа.
На рычагах подвески болтами закреплены нижние концы телескопических
гидравлических амортизаторов двустороннего действия. Верхние концы
амортизаторов прикреплены к кузову через резиновые подушки.
Ступицы задних колес, выполненные за одно целое с тормозными барабанами, установлены на двух конических роликовых подшипниках.
Углы установки задних колес заданы конструктивно и в эксплуатации
не регулируются. Возможен лишь контроль состояния задней подвески по
углам установки (см. «Проверка и регулировка углов установки колес»).
Возможные неисправности задней подвески, их причины и способы устранения
Замена амортизатора задней подвескиВам потребуются: ключ «на 6», накидной ключ «на 17», штангенциркуль или линейка.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Перед тем как поднять заднюю часть автомобиля, включите I
передачу и установите упоры под передние колеса. Приподняв заднюю часть,
установите надежные опоры рядом с домкратом. Под балку задней подвески
устанавливать опоры нельзя, так как подвеска должна быть разгружена.
Амортизаторы (левый и правый) заменяйте парами.
Не снимайте оба амортизатора одновременно на вывешенной задней
части машины, так как опускание балки задней подвески ниже допустимого
предела может привести к повреждению трубопроводов и шлангов тормозной
системы.
|
1. Откройте багажник.
|
|
2. Сожмите фиксатор и откройте крышку для доступа к верхней опоре амортизатора.
|
3. Отверните гайку крепления штока амортизатора, удерживая шток от проворачивания вторым ключом.
|
|
|
4. Снимите шайбу…
|
5. …и верхнюю резиновую подушку.
|
|
|
6. Выверните болт нижнего крепления амортизатора...
|
7. …и извлеките его из проушин амортизатора и кронштейна.
|
|
|
8. Отверткой извлеките проушину амортизатора из кронштейна…
|
9. …и снимите амортизатор с автомобиля.
|
|
|
10. Снимите со штока амортизатора нижнюю резиновую подушку в сборе с распорной втулкой и шайбу.
|
11. Извлеките распорную втулку из подушки.
|
12. Установите амортизатор вертикально и несколько раз до упора
опустите и поднимите шток амортизатора. Убедитесь в том, что шток
перемещается без провалов, заеданий и стуков. В противном случае
замените амортизатор. Кроме того, замените амортизатор при обнаружении
потеков жидкости (допускается незначительное отпотевание в верхней части
корпуса) и при повреждении резьбы в верхней части штока.
13. Установите амортизатор в порядке, обратном снятию. Гайку
верхнего и болт нижнего креплений амортизатора окончательно затягивайте
на автомобиле, стоящем на земле. Опустив автомобиль на землю, несколько
раз сильно качните его. Затяните болт нижнего крепления амортизатора к
балке моментом 70 Н·м, гайку верхнего крепления амортизатора затягивайте
до выступания хвостовика штока на 9 мм, измеряя выступание
штангенциркулем или линейкой.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При затяжке гайки верхнего крепления амортизатора не прилагайте чрезмерного усилия, иначе возможно смятие распорной втулки.
|
14. Аналогично замените второй амортизатор.
Замена пружины задней подвескиЗаменяйте пружину при механическом повреждении или значительной осадке. Признаки осадки:
– ухудшение плавности хода, частые «пробои» подвески;
– видимый перекос задней части автомобиля или значительная разница
по высоте передней и задней частей, возникшие в процессе эксплуатации;
– сильно выраженные следы соударения витков пружины.
ПРИМЕЧАНИЕ
Заменяйте пружины в комплекте (левую и правую одновременно).
|
Вам потребуется ключ «на 17».
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Работу удобнее выполнять на подъемнике и с помощником.
|
1. Если вы заменяете пружины на подъемнике, установите под балку
заднего моста опоры и опустите автомобиль, слегка нагрузив подвеску. При
работе на смотровой канаве эта операция не требуется.
2. Выверните болт крепления амортизатора к кронштейну балки задней подвески, извлеките болт (см. «Замена амортизатора задней подвески») и отведите амортизатор в сторону, чтобы он не мешал работать.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Не отводите амортизатор в сторону на расстояние большее, чем это необходимо для работы, во избежание изгиба штока.
Не отсоединяйте одновременно оба нижних крепления амортизаторов от балки задней подвески.
|
3. Поднимите автомобиль, чтобы разгрузить пружину, и снимите
пружину 1 и верхнюю прокладку 2. Как правило, длины тормозного шланга 3
достаточно, чтобы он не натянулся, но если вы видите, что шланг
натягивается, отсоедините его на время замены пружины, чтобы не
повредить (см. «Замена тормозных шлангов»).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Снятие и установку пружины выполняйте предельно осторожно во избежание выстреливания пружины из подвески и получения травм.
|
4. Снимите нижнюю прокладку пружины с площадки на балке задней подвески.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Поврежденные прокладки пружины замените новыми.
|
5. Установите пружину с прокладками на автомобиль в порядке,
обратном снятию. Вторую пружину заменяйте аналогично, но только после
закрепления нижнего конца амортизатора, отсоединенного при замене первой
пружины.
Замена сайлентблоков рычагов задней подвескиПри
определенном навыке сайлентблоки можно заменить непосредственно на
автомобиле, вывернув болты крепления балки к кронштейнам кузова и выведя
проушины балки из кронштейнов, но удобнее выполнять эту работу на
снятой балке задней подвески (см. «Замена балки задней подвески»).
Очень удобно заменять сайлентблоки специальным приспособлением (съемником), но можно выполнить работу и подручными средствами.
Вам потребуются: съемник сайлентблоков или оправка.
При использовании съемника выполните следующие операции.
1. Перед выпрессовкой нагрейте проушину рычага горячим воздухом до
температуры 50–75 °С, предварительно выпилив ножовкой два выреза В ( рис. 7.6)
на наружной втулке сайлентблока для совмещения выступов монтажной
втулки 15. Выпрессовку проводите в следующем порядке: установите на
проушину рычага с наружной стороны корпус приспособления 4, наденьте на
болт 6 монтажную втулку 5 с выступами, вставьте болт в отверстие
сайлентблока, наденьте на него с обратной стороны проушины рычага шайбу
3, уприте в корпус приспособления 4 и затяните гайку 2 до выпрессовки
сайлентблока.
|
Рис. 7.6.
Монтаж и демонтаж сайлентблока рычага задней подвески: 1 – рычаг; 2, 8 –
гайка; 3, 12 – шайба; 4, 11 – приспособление; 5, 9, 15 – монтажная
втулка; 6, 13 – болт; 7 – рычаг задней подвески; 10, 14 – сайлентблок; А
– метка на приспособлении; В – вырезы на сайлентблоке
|
2. Запрессуйте в оба рычага задней подвески сайлентблоки с предварительно выпиленными вырезами В
монтажным приспособлением в таком порядке: установите корпус
приспособления 11 на проушину рычага с наружной стороны, совместив метки
А на корпусе приспособления и проушине рычага, показанные
стрелкой; установите на болт 13 упорную шайбу 12, вставьте его в
проушину рычага, наденьте на болт новый сайлентблок 10, монтажную втулку
9 с выступами и навинтите гайку 8. Сориентируйте сайлентблок по
отношению к рычагу, как показано на рис. 7.7, и запрессуйте его заподлицо с торцом проушины рычага.
|
Рис. 7.7. Ориентация сайлентблока при монтаже: 1 – сайлентблок; 2 – рычаг задней подвески
|
При использовании подручных средств выполните следующие операции.
1. Установите балку в тиски и выпрессуйте сайлентблок оправкой подходящего диаметра или съемником.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Если выпрессовать сайлентблок не удается, распилите его ножовкой
по металлу. Посадка распиленного сайлентблока в проушине рычага
существенно ослабляется.
|
2. Извлеките сайлентблок из проушины балки.
3. Очистите проушину от ржавчины и окалины и запрессуйте новый сайлентблок, сориентировав его, как показано на рис. 7.7.
4. Аналогично замените второй сайлентблок.
5. Установите балку задней подвески на автомобиль. Болты крепления
балки к кузову окончательно затягивайте на автомобиле, стоящем на земле,
моментом, указанным в приложении 1.
Регулировка подшипников задней ступицыВам потребуются: торцовая головка «на 24», динамометрический ключ, отвертка с плоским лезвием, плоскогубцы.
|
|
1. Вывесите заднее колесо, выпрессуйте…
|
2. …и снимите защитный колпак ступицы.
|
|
|
3. Извлеките шплинт.
|
4. Вращая рукой колесо, затяните гайку ступицы моментом 20 Н·м для самоустановки подшипников.
|
5. Ослабьте затяжку гайки, отвернув ее на пол-оборота (180°).
6. Вновь затяните гайку крепления ступицы моментом 1 Н·м.
7. Установите новый шплинт и загните его концы.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если прорези гайки и отверстие в цапфе не совпадают, совместите их, отворачивая гайку.
|
8. Перед установкой защитного колпака заложите в его внутреннюю полость смазку.
Замена подшипников задней ступицыВам потребуются:
торцовая головка «на 24», плоскогубцы, отвертка с плоским лезвием,
бородок, съемник для выпрессовки подшипника, универсальный съемник.
1. Ослабьте затяжку болтов крепления колеса.
2. Включите I передачу и установите упоры под передние колеса.
Приподнимите и установите на надежные опоры заднюю часть автомобиля.
3. Снимите соответствующее колесо.
|
|
4. Снимите тормозной барабан (см. «Снятие и установка тормозного барабана»). Одновременно будут сняты и внутреннее кольцо наружного подшипника, оба кольца внутреннего подшипника и сальник.
|
5. Извлеките сальник, поддев его отверткой.
|
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Заменяйте сальник новым при каждом снятии.
|
|
|
6. Выньте из ступицы внутреннее кольцо внутреннего подшипника.
|
7. Используя молоток и бородок, выбейте и выньте из ступицы наружное кольцо наружного подшипника.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
Для выпрессовки в корпусе ступицы тормозного барабана выполнены два паза (на фото виден один, второй расположен диаметрально).
|
8. Аналогично выпрессуйте наружное кольцо внутреннего подшипника.
ПРИМЕЧАНИЕ
Для выпрессовки в корпусе ступицы тормозного барабана выполнены два паза (на фото виден один, второй расположен диаметрально).
|
9. Очистите от старой смазки внутреннюю полость ступицы и цапфу. На
посадочных поверхностях под подшипники на цапфе и ступице не должно
быть следов износа, сколов, забоин, задиров. При наличии указанных
дефектов замените поврежденные детали.
10. Смажьте внутреннюю полость ступицы и цапфу смазкой для
подшипников Литол-24 или ее импортным аналогом (Hytex EP-2 фирмы Texaco,
Mobilux 2, 3, EP2, EP3, Mobilgrease MP фирмы Mobil, Energrease L2, LS3
фирмы British Petroleum и др.).
|
|
11. Запрессуйте в ступицу наружное кольцо внутреннего подшипника оправкой подходящего диаметра.
|
12. Заложите смазку в полость ступицы.
|
13. Аналогично запрессуйте в ступицу наружное кольцо нового наружного подшипника.
14. Установите в ступицу предварительно смазанное внутреннее кольцо внутреннего подшипника…
15. …и запрессуйте сальник.
ПРИМЕЧАНИЕ
Перед установкой сальника смажьте его рабочую кромку консистентной смазкой.
|
|
|
16. Установите тормозной барабан на цапфу.
|
17. Установите внутреннее кольцо наружного подшипника.
|
18. Установите шайбу и гайку ступицы.
19. Установите колесо.
20. Отрегулируйте подшипники (см. «Регулировка подшипников задней ступицы»).
Замена балки задней подвескиБалку задней подвески
удобнее снимать на подъемнике. Если нет возможности установить
автомобиль на подъемник, поднимите заднюю часть автомобиля, установив
домкрат под балку. Затем установите опоры под гнезда для установки
домкрата на кузове автомобиля.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Снимать балку задней подвески необходимо с помощниками, которые будут придерживать и опускать балку задней подвески.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Ослабляйте и затягивайте болты крепления колеса только на автомобиле, стоящем на земле. Момент затяжки болтов 90 Н·м.
|
Вам потребуются: ключи «на 10», «на 15», «на 17», «на 19» (два),
специальный ключ «на 10» для отворачивания гаек тормозных трубопроводов,
круглогубцы.
1. Снимите задние колеса.
2. Отсоедините по одному тормозному шлангу с обеих сторон от трубопроводов на балке задней подвески (см. «Замена тормозных шлангов») и заглушите отверстия шлангов.
|
|
3. Отверните с обеих сторон по четыре гайки крепления цапф…
|
4. …и снимите цапфы в сборе с тормозными барабанами.
|
5. Отверните гайку крепления трубопровода к рабочему тормозному
цилиндру (см. «Замена рабочего тормозного цилиндра тормозного механизма
заднего колеса»)…
|
|
6. …снимите скобу крепления троса стояночного тормоза к тормозному щиту…
|
7. …отсоедините наконечник троса от разжимного рычага…
|
8. …и снимите щит заднего тормоза в сборе.
9. Аналогично снимите щит заднего тормоза с противоположной стороны автомобиля.
|
|
10. Отверните гайку крепления…
|
11. …и отсоедините держатель троса привода стояночного тормоза от рычага задней подвески.
|
12. Аналогично отсоедините вторую ветвь троса с противоположной стороны автомобиля.
|
|
13. Выверните и извлеките болты нижних креплений амортизаторов.
|
14. Плавно опустите балку и снимите пружины задней подвески и их верхние и нижние прокладки (см. «Замена пружины задней подвески»).
|
15. Освободив фиксаторы, снимите тормозные трубопроводы с балки (см. «Замена тормозных трубок»).
16. Выведите тормозные шланги из кронштейнов балки, сняв предварительно скобы крепления (см. «Замена тормозных шлангов»).
|
|
17. Отверните гайки болтов крепления балки к кузову, удерживая болты от проворачивания вторым ключом; извлеките болты…
|
18. …и снимите балку в сборе со стабилизатором поперечной устойчивости.
|
19. При необходимости снимите стабилизатор аналогично его снятию на автомобиле (см. «Замена стабилизатора поперечной устойчивости задней подвески») и выпрессуйте сайлентблоки (см. «Замена сайлентблоков рычагов задней подвески»).
20. Установите балку задней подвески в порядке, обратном снятию.
Окончательно затягивайте гайки болтов крепления балки на автомобиле,
стоящем на земле.
21. После установки балки прокачайте тормозную систему (см. «Прокачка гидропривода тормозной системы») и при необходимости отрегулируйте стояночный тормоз (см. «Регулировка привода стояночного тормоза»).
Замена стабилизатора поперечной устойчивости задней подвескиВам потребуются: ключи «на 17» (два), молоток.
1. Ослабьте затяжку болтов крепления задних колес, вывесите заднюю часть автомобиля и снимите задние колеса.
|
|
2. Отверните гайку болта крепления стабилизатора поперечной
устойчивости к рычагу задней подвески, удерживая болт от проворачивания
вторым ключом.
|
3. Извлеките болт, обратите внимание на наличие шайбы.
|
4. Аналогичным образом отверните гайку и извлеките болт с противоположной стороны.
|
|
5. Снимите резиновую подушку стабилизатора.
|
6. Строньте с места молотком стабилизатор…
|
7. …и извлеките его с противоположной стороны.
8. Установите детали в порядке, обратном снятию.
|