Особенности конструкцииПередняя подвеска
независимая, рычажно-пружинная типа Макферсон, с телескопическими
амортизаторными стойками, витыми цилиндрическими пружинами, нижними
поперечными рычагами и несущим стабилизатором поперечной устойчивости.
|
Рис. 7.1.
Передняя подвеска: а – правая сторона передней подвески; б – общий вид
передней подвески и рулевого управления; 1 – упорная шайба; 2 – гайка
штока амортизатора; 3 – защитная крышка верхней опоры; 4, 30, 40, 51 –
гайки; 5, 23, 29, 31, 35, 45, 48, 50, 53 – шайбы; 6 – верхняя опора
амортизатора; 7 – тарельчатая шайба; 8 – опора защитного кожуха; 9 –
защитный кожух стойки; 10 – верхняя прокладка пружины; 11 – пружина; 12 –
буфер сжатия; 13 – нижняя прокладка пружины; 14 – крышка амортизаторной
стойки; 15 – телескопический амортизатор; 16 – кулак амортизаторной
стойки; 17 – щит переднего тормоза; 18, 20 – стопорные кольца; 19 –
подшипник колеса; 21 – ступица; 22 – тормозной диск; 24 – шплинт; 25 –
гайка передней ступицы; 26 – стопорный винт; 27 – суппорт переднего
тормоза в сборе; 28 – винт; 32, 34, 46, 52 – резиновые втулки; 33 –
штанга стабилизатора поперечной устойчивости; 36 – распорная втулка; 37 –
втулка задней опоры рычага; 38 – скоба задней опоры рычага; 39 –
пружинный фиксатор; 41, 44, 47, 54 – болты; 42 – шаровая опора; 43 –
нижний рычаг; 49 – сайлентблок рычага; 55 – скоба; 56 – втулка штанги
стабилизатора
|
Основным элементом передней подвески является телескопическая
амортизаторная стойка, совмещающая функции телескопического элемента
направляющего механизма и демпфирующего элемента вертикальных колебаний
колеса относительно кузова. На амортизаторной стойке собраны витая
цилиндрическая пружина 11 ( рис. 7.1), буфер сжатия 12, защитный кожух 9 стойки и верхняя опора 6. Через упорный подшипник 4 ( рис. 7.2) и верхнюю опору 1 передается нагрузка на кузов автомобиля.
Амортизаторная стойка соединена с нижним рычагом 43 (см. рис. 7.1)
подвески шаровой опорой 42. Нижние рычаги прикреплены к кузову
автомобиля с помощью сайлентблоков 49 и резиновых втулок 37 задней
опоры.
|
Рис. 7.2.
Подшипник верхней опоры телескопической стойки: 1 – верхняя опора; 2 –
гайка; 3 – шайба; 4 – подшипник верхней опоры; 5 – шток амортизатора; 6 –
тарельчатая шайба
|
|
Рис. 7.3.
Стойка стабилизатора: 1, 6, 11, 12 – шайбы; 2 – гайка; 3 – болт; 4, 8,
9, 13 – резиновые втулки; 5 – штанга стабилизатора; 7 – распорная
втулка; 10 – нижний рычаг; В – монтажный размер
|
Стабилизатор поперечной устойчивости с установленными на нем
резиновыми втулками соединен с кузовом автомобиля двумя скобами, а с
нижним рычагом подвески — стойками ( рис. 7.3) стабилизатора.
|
Рис. 7.4. Подшипник передней ступицы: 1, 2 – стопорные кольца; 3 – подшипник; 4 – кулак амортизаторной стойки; 5 – ступица
|
Ступицы передних колес установлены на двухрядных радиально-упорных шариковых подшипниках 3 ( рис. 7.4).
Возможные неисправности передней подвески, их причины и способы устранения
Снятие и установка амортизаторной стойкиВам
потребуются: ключи «на 9», «на 12», «на 19», торцовые головки «на 32»,
ключ для болтов колес, вороток, съемник шаровых шарниров, бородок,
молоток.
1. Затормозите автомобиль стояночным тормозом и установите противооткатные упоры («башмаки») под задние колеса.
2. Ослабьте затяжку гайки крепления ступицы.
3. Ослабьте затяжку болтов крепления колеса.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Ослабляйте и затягивайте болты крепления колеса только на автомобиле, стоящем на земле.
|
|
|
4. Откройте капот, подденьте отверткой…
|
5. …и снимите защитную крышку верхней опоры телескопической стойки.
|
|
|
6. Удерживая одним ключом шток амортизатора от
проворачивания, вторым ключом ослабьте затяжку гайки (если вы снимаете
телескопическую стойку для замены амортизатора, пружины или верхней
опоры).
|
7. Ослабьте затяжку трех гаек крепления верхней опоры.
|
8. Приподнимите переднюю часть автомобиля и установите на надежные опоры.
9. Снимите колесо.
10. Выверните болты крепления суппорта, снимите суппорт в сборе (см. «Замена суппорта переднего тормозного механизма»), не отсоединяя тормозной шланг, и подвесьте его на проволоку.
11. Выверните стопорный винт и снимите тормозной диск (см. «Замена тормозного диска»).
|
|
12. Отверните гайку пальца наконечника рулевой тяги и выпрессуйте палец из поворотного рычага телескопической стойки (см. «Замена наружного наконечника рулевой тяги»).
|
13. Снимите пружинный фиксатор гайки крепления пальца шаровой опоры, отверните гайку и выпрессуйте палец (см. «Замена шаровой опоры амортизаторной стойки»).
|
|
|
14. Отверните гайку ступицы…
|
15. …снимите шайбу, выведите хвостовик наружного шарнира
равных угловых скоростей из ступицы колеса и подвесьте привод переднего
колеса на проволоке.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При работе будьте осторожны, чтобы не повредить защитный чехол ШРУСа, так как работа по его замене очень трудоемкая.
|
16. Окончательно отверните три гайки крепления верхней опоры к
кузову, снимите шайбы (если установлены) и снимите телескопическую
стойку в сборе.
17. Установите телескопическую стойку в порядке, обратном снятию.
Гайку ступицы окончательно затягивайте на автомобиле, стоящем на земле,
моментом, указанным в приложении 1.
18. После затяжки застопорите гайку бородком и молотком.
ПРИМЕЧАНИЕ
После замены телескопической стойки передней подвески или ее
деталей проверьте и при необходимости отрегулируйте углы установки колес
(см. «Проверка и регулировка углов установки колес»). Воспользуйтесь услугами мастерских, располагающих специальным оборудованием.
|
Ремонт амортизаторной стойкиРемонт
амортизатора телескопической стойки обычно не приводит к желаемому
результату, поэтому при необходимости рекомендуем заменить амортизатор.
Вам потребуются: ключи «на 9», «на 19», приспособление для сжатия пружины.
1. Снимите амортизаторную стойку с автомобиля (см. «Снятие и установка амортизаторной стойки»).
|
|
2. Установите приспособление для сжатия пружины и сожмите пружину.
|
3. Отверните гайку штока, удерживая шток от проворачивания вторым ключом.
|
|
|
4. Снимите верхнюю опору.
|
5. Снимите тарельчатую и плоскую шайбы.
|
|
|
6. Снимите защитный кожух в сборе...
|
7. …и буфер сжатия.
|
8. Снимите пружину передней подвески.
ПРИМЕЧАНИЕ
Пружины заменяйте только парами (правую и левую одновременно).
|
|
|
9. Снимите нижнюю прокладку пружины.
|
10. Выверните гайку крепления амортизатора из корпуса стойки, зажав ее в тиски и вращая стойку.
|
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Если у вас нет тисков, выверните гайку разводным или трубным ключом.
Если гайка сильно корродирована, попробуйте вывернуть ее с помощью зубила и молотка.
Если гайку не удалось вывернуть указанными выше способами,
воспользуйтесь дрелью для сверления отверстий в гайке. При сверлении
возможно повреждение амортизатора, поэтому такой способ лучше применять
лишь в случае замены амортизатора.
Рекомендуем заменять гайку крепления амортизатора новой независимо от ее состояния.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
Момент затяжки гайки амортизатора 200 Н·м.
|
|
|
11. Снимите гайку…
|
12. …и извлеките амортизатор из корпуса стойки.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
При необходимости снимите ступицу и выпрессуйте подшипник (см. «Замена подшипника передней ступицы»).
|
13. При необходимости разберите защитный кожух. Поврежденные детали замените.
14. Установите амортизатор вертикально и несколько раз до упора
опустите и поднимите шток амортизатора. Убедитесь, что шток перемещается
без провалов, заеданий и стуков. В противном случае замените
амортизатор. Кроме того, замените амортизатор при обнаружении следов
подтекания жидкости (допускается незначительное отпотевание в верхней
части корпуса) и при повреждении резьбы в верхней части штока.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Амортизаторы заменяйте только парами (правый и левый одновременно).
|
15. Замените поврежденный буфер хода сжатия.
16. Замените верхнюю опору, если подшипник корродирован, имеет
осевое перемещение в корпусе опоры или его заедает при проворачивании.
|
Рис. 7.2.
Подшипник верхней опоры телескопической стойки: 1 – верхняя опора; 2 –
гайка; 3 – шайба; 4 – подшипник верхней опоры; 5 – шток амортизатора; 6 –
тарельчатая шайба
|
17. Установите детали в порядке, обратном снятию. Во время сборки
сориентируйте защитный чехол таким образом, чтобы выступ (показан
стрелкой) на левой стойке был направлен вперед (по направлению движения
автомобиля), а на правой стойке — назад. Тарельчатую шайбу 6 подшипника
верхней опоры установите отогнутым краем вверх (см. рис. 7.2).
18. Окончательно затяните гайку штока амортизатора на автомобиле, стоящем на земле, моментом 55 Н·м.
ПРИМЕЧАНИЕ
После ремонта амортизаторной стойки проверьте и при
необходимости отрегулируйте углы установки колес. Воспользуйтесь
услугами мастерских, располагающих специальным оборудованием.
|
Замена шаровой опоры амортизаторной стойкиЕсли
проверка опоры подтвердила необходимость ее замены (см. «Проверка
технического состояния передней подвески на автомобиле»), замените ее.
Вам потребуются: ключи «на 17» (два), «на 19», ключ для болтов
колес, съемник шаровых шарниров, дрель, сверло по металлу диаметром 12
мм.
1. Поднимите и установите переднюю часть автомобиля на опоры. Снимите колесо.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Затормозите автомобиль стояночным тормозом и установите под задние колеса противооткатные упоры («башмаки»).
Ослабляйте и затягивайте болты крепления колеса только на автомобиле, стоящем на земле.
|
|
|
2. Снимите пружинный фиксатор гайки пальца шаровой опоры.
|
3. Отверните гайку крепления пальца шаровой опоры к рычагу подвески...
|
|
|
4. …установите съемник шаровых шарниров и выпрессуйте палец из рычага.
|
5. Если шаровая опора прикреплена к рычагу заклепками (заводская установка), высверлите три заклепки.
|
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Высверливать заклепки удобнее на снятом рычаге передней подвески (см. «Замена рычага передней подвески»).
|
6. Если опора прикреплена болтами (ее уже меняли), отверните три
самоконтрящиеся гайки, удерживая болты от проворачивания вторым ключом.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Самоконтрящиеся гайки не подлежат повторному использованию, замените их новыми.
|
7. Извлеките заклепки (болты) из отверстий шаровой опоры и рычага, затем снимите опору.
8. Установите шаровую опору в порядке, обратном снятию.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При установке не повредите защитный чехол шаровой опоры.
|
9. Опустив автомобиль на землю, несколько раз сильно качните его.
Затяните гайку крепления пальца шаровой опоры и болты крепления опоры к
рычагу моментом 70 Н·м, установите пружинный фиксатор гайки пальца
опоры.
ПРИМЕЧАНИЕ
После замены шаровой опоры передней подвески проверьте и при
необходимости отрегулируйте углы установки колес. Воспользуйтесь
услугами мастерских, располагающих специальным оборудованием.
|
Замена рычага передней подвескиВам
потребуются: ключи «на 12», «на 14», «на 17», «на 19», «на 22»,
торцовая головка «на 12», круглогубцы, съемник шаровых шарниров.
1. Затормозите автомобиль стояночным тормозом и установите
противооткатные упоры («башмаки») под задние колеса. Приподнимите
домкратом переднюю часть автомобиля и установите ее на опоры. Снимите
колесо.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Ослабляйте и затягивайте болты крепления колеса только на автомобиле, стоящем на земле.
|
|
|
2. Снимите пружинный фиксатор, отверните гайку крепления пальца шаровой опоры и выпрессуйте палец (см. «Замена шаровой опоры амортизаторной стойки»).
|
3. Отверните гайку крепления стойки стабилизатора к штанге и снимите стойку (см. «Замена деталей стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески»).
|
|
|
4. Выверните два болта крепления скобы задней опоры рычага…
|
5. …и снимите скобу.
|
|
|
6. Отверните гайку крепления болта передней опоры рычага...
|
7. …снимите шайбу, выньте болт вместе со второй шайбой...
|
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Если болт не вынимается, выбейте его из кронштейна кузова, нанося удары по задней части рычага.
|
8. …и снимите рычаг в сборе с шаровой опорой.
ПРИМЕЧАНИЕ
Поскольку оригинальные нижние рычаги передней подвески
поставляют в запчасти в сборе с шаровой опорой, сайлентблоком и втулкой
задней опоры, дальнейшая разборка рычага не имеет смысла. Можно только
снять поставляемую отдельно в запчасти втулку задней опоры, которую
легко сбить с оси ударами молотка.
|
9. Установите детали в порядке, обратном снятию, не затягивая
окончательно крепления резинометаллических шарниров рычага и
стабилизатора поперечной устойчивости.
10. Опустив автомобиль на землю, несколько раз сильно качните его.
Окончательно затягивайте резьбовые соединения подвески на автомобиле,
стоящем на земле, моментом, указанным в приложении 1.
ПРИМЕЧАНИЕ
После замены шаровой опоры передней подвески проверьте и при
необходимости отрегулируйте углы установки колес. Воспользуйтесь
услугами мастерских, располагающих специальным оборудованием.
|
Замена деталей стабилизатора поперечной устойчивости передней подвескиВам потребуются: ключи «на 10», «на 12», торцовые головки «на 12», «на 14», вороток, удлинитель, карданный шарнир.
1. Вывесите переднюю часть автомобиля и снимите брызговики двигателя (см. «Снятие и установка брызговиков двигателя»).
|
|
2. Отверните гайку крепления стойки стабилизатора поперечной устойчивости к штанге, удерживая болт торцовой головкой и воротком.
|
3. Снимите верхнюю шайбу…
|
|
|
4. …и резиновую втулку. Если вы снимаете стойку не для
замены, промаркируйте перед снятием расположение остальных деталей
стойки, чтобы установить их на прежние места.
|
5. Выдвигая болт вниз, снимите шайбы, резиновые втулки и распорную втулку стойки стабилизатора поперечной устойчивости.
|
6. Аналогично снимите вторую стойку стабилизатора.
|
|
7. Выверните два болта крепления правой скобы…
|
8. …и снимите скобу крепления штанги стабилизатора…
|
|
|
9. …и резиновую втулку.
|
10. Выверните два болта левой скобы крепления штанги стабилизатора.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
Для выворачивания болтов крепления левой скобы используйте удлинитель и карданный шарнир.
|
11. Снимите скобу крепления штанги стабилизатора и резиновую втулку.
ПРИМЕЧАНИЕ
Поврежденные или изношенные втулки замените новыми.
|
|
|
12. Выверните болты крепления первого…
|
13. …и второго по направлению движения автомобиля держателей трубок.
|
14. Снимите штангу стабилизатора с автомобиля. Не отгибайте трубки
больше, чем это необходимо для снятия штанги стабилизатора, чтобы не
повредить их.
|
Рис. 7.3.
Стойка стабилизатора: 1, 6, 11, 12 – шайбы; 2 – гайка; 3 – болт; 4, 8,
9, 13 – резиновые втулки; 5 – штанга стабилизатора; 7 – распорная
втулка; 10 – нижний рычаг; В – монтажный размер
|
15. Установите детали в порядке, обратном снятию. Взаимное расположение деталей стойки показано на рис. 7.3.
Обращайте внимание на взаимное расположение и ориентацию шайб и втулок,
выступы втулок должны входить в отверстия рычага и штанги таким
образом, чтобы болт стойки не касался рычага и штанги. Окончательно
затягивайте гайки 2 (см. рис. 7.3) до получения размера В, равного 38 мм, на автомобиле, стоящем на земле.
ПРИМЕЧАНИЕ
После замены деталей стабилизатора поперечной устойчивости
проверьте и при необходимости отрегулируйте углы установки колес.
Воспользуйтесь услугами мастерских, располагающих специальным
оборудованием.
|
Замена подшипника передней ступицыВам потребуются: съемник подшипников, съемник стопорных колец, бородок, молоток
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Для замены подшипника удобно использовать имеющийся в продаже съемник для выпрессовки и запрессовки подшипников ступиц.
|
ПРИМЕЧАНИЯ
Замену подшипника передней ступицы удобнее выполнять на снятой с автомобиля амортизаторной стойке.
Рекомендуем заменять подшипники обеих ступиц передних колес одновременно.
|
1. Снимите амортизаторную стойку передней подвески (см. «Снятие и установка амортизаторной стойки»).
|
|
2. Зажмите стойку в тиски и выбейте ступицу молотком, используя оправку подходящего диаметра (например, торцовую головку).
|
3. Снимите ступицу. Вероятнее всего, на ступице останется наружная половина внутреннего кольца подшипника.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
После снятия ступицы подшипник для повторного использования не пригоден, поэтому его надо заменить.
|
|
|
4. Воспользуйтесь съемником…
|
5. …чтобы снять ее со ступицы.
|
|
|
6. Легкими ударами молотка через оправку осадите подшипник внутрь гнезда кулака, чтобы освободить стопорное кольцо.
|
7. Снимите стопорное кольцо подшипника съемником стопорных колец.
|
8. Аналогично снимите второе кольцо.
|
|
9. Установите съемник подшипников, выпрессуйте…
|
10. …и извлеките подшипник из кулака.
|
11. При отсутствии съемника выбейте подшипник, используя оправку
подходящего диаметра, так как выпрессованный подшипник повторному
использованию не подлежит.
12. Очистите детали и смажьте внутреннюю поверхность гнезда кулака и наружную поверхность ступицы тонким слоем смазки Литол-24.
13. Установите внутреннее стопорное кольцо.
14. Запрессуйте новый подшипник до упора в стопорное кольцо.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При запрессовке подшипника в корпус поворотного кулака усилие
следует прикладывать к наружному кольцу подшипника, в противном случае
подшипник можно повредить.
|
15. Установите наружное стопорное кольцо в канавку гнезда кулака.
16. Запрессуйте ступицу в подшипник до упора, зафиксировав опорой внутреннее кольцо подшипника.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если при запрессовке ступицы не зафиксировать опорой внутреннее кольцо подшипника, то его можно повредить.
|
17. Установите амортизаторную стойку на автомобиль в порядке, обратном снятию.
18. Проверьте и при необходимости отрегулируйте углы установки
колес. Воспользуйтесь услугами мастерских, располагающих специальным
оборудованием.
|