Особенности конструкции
|
Рис. 5.15.
Элементы системы охлаждения: 1 – электровентилятор; 2 – кожух
электровентилятора; 3, 34 – гайки; 4, 7, 9, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 20,
25, 27, 30, 32, 36, 38, 39, 41, 43, 45 – хомуты; 5, 28, 46, 47, 50 –
болты; 6 – подводящий шланг подогрева дроссельного узла; 8 – тройник; 11
– подводящий шланг отопителя; 14 – перепускной шланг; 16 – отводящий
шланг отопителя; 19 – отводящий шланг подогрева дроссельного узла; 21 –
корпус термостата; 22 – уплотнительное кольцо крышки термостата; 23 –
термостат; 24 – патрубок водяного насоса; 26 – отводящий шланг водяного
насоса; 29 – соединительный патрубок; 31 – жидкостный шланг
расширительного бачка; 33 – расширительный бачок; 35 – пробка
расширительного бачка; 37 – пароотводный шланг расширительного бачка; 40
– подводящий шланг радиатора; 42 – радиатор; 44 – отводящий шланг
радиатора; 48 – кронштейн крепления радиатора; 49 – верхняя подушка
крепления радиатора; 51 – нижняя подушка крепления радиатора
|
Система охлаждения двигателя ( рис. 5.15) жидкостная (с принудительной циркуляцией жидкости), герметичная, с расширительным бачком.
Систему заполняют жидкостью на основе этиленгликоля (антифризом), не замерзающей при температуре окружающей среды до –40 °С.
ПРИМЕЧАНИЕ
Порядок замены охлаждающей жидкости описан в подразделе «Замена охлаждающей жидкости».
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в
состав антифриза входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а
также присадки, препятствующие отложению накипи.
Охлаждающая жидкость токсична! Избегайте вдыхания ее паров и попадания на кожу.
Своевременно устраняйте нарушение герметичности системы
охлаждения, чтобы избежать попадания паров охлаждающей жидкости в салон
автомобиля при его эксплуатации. Ваше здоровье дороже, чем новый
патрубок системы охлаждения или тюбик герметика!
|
Кроме радиатора, водяного насоса, расширительного бачка и шлангов, в
систему входят выполненная в отливке рубашка охлаждения двигателя,
окружающая стенки цилиндров в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в
головке блока, а также радиатор отопителя салона автомобиля.
Нормальный тепловой режим двигателя определяется температурой
охлаждающей жидкости, которая поддерживается автоматически с помощью
термостата в диапазоне 90–100 °С.
Радиатор с горизонтальным потоком жидкости ( рис. 5.16),
с трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной 3 и пластмассовыми бачками
2 и 6. В нижней части левого бачка 2 находится сливной кран 1. В бачках
выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке
двигателя и патрубок шланга, соединяющего радиатор с расширительным
бачком.
|
Рис. 5.16.
Радиатор и электровентиляторы системы охлаждения: 1 – сливной кран; 2 –
отводящий бачок; 3 – сердцевина; 4 – основной электровентилятор; 5 –
дополнительный электровентилятор; 6 – отводящий бачок; 7 – кожух
дополнительного электровентилятора; 8 – кожух основного
электровентилятора
|
Расширительный бачок 33 (см. рис. 5.15)
служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в
зависимости от ее температуры. Бачок изготовлен из полупрозрачной
пластмассы. На его стенки нанесены метки «max» и «min» для контроля
уровня охлаждающей жидкости, сверху расположена наливная горловина,
герметично закрытая пластмассовой пробкой 35 с двумя клапанами внутри
нее (впускным и выпускным), собранными в едином блоке. Выпускной клапан
открывается при давлении 130–150 кПа (1,3–1,5 кгс/см 2),
обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости
и предупреждая интенсивное парообразование. При охлаждении жидкости ее
объем уменьшается и в системе создается разрежение. Впускной клапан в
пробке открывается при разрежении около 3 кПа (0,03 кгс/см 2) и пропускает воздух в расширительный бачок.
ПРИМЕЧАНИЕ
Исправность клапанов пробки очень важна для нормальной работы
системы охлаждения, но часто при возникновении проблем (закипание
охлаждающей жидкости и т.д.) автолюбители обращают внимание только на
работу термостата, забывая проверить клапаны. Негерметичность выпускного
клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости,
а его заклинивание в закрытом состоянии — к аварийному повышению
давления в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.
|
Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную
циркуляцию жидкости в системе охлаждения, установлен на передней
плоскости блока цилиндров и приводится во вращение зубчатым ремнем
привода газораспределительного механизма. Ось вращения шкива насоса
выполнена эксцентрично оси его корпуса, что позволяет поворотом корпуса
вокруг оси регулировать натяжение ремня. В насосе установлены закрытые
подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не
подлежит, поэтому при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников)
его заменяют в сборе.
Термостат 23 (см. рис. 5.15)
с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную
рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева
двигателя. Он установлен в специальном гнезде на передней поверхности
блока цилиндров и прижат к нему корпусом 21. При температуре охлаждающей
жидкости до 87 °С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по
малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При
температуре 87 °С термостат начинает открываться, а при 102 °С
открывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.
Электровентилятор 4 (см. рис. 5.16)
с пластмассовой семилопастной крыльчаткой обеспечивает продувку
радиатора воздухом при небольших скоростях движения автомобиля в
основном в городских условиях или на горных дорогах, когда встречный
поток воздуха недостаточен для охлаждения радиатора.
Для повышения эффективности работы вентилятор через резиновые
подушки установлен в кожухе 8. Кожух, в свою очередь, прикреплен к
радиатору в четырех точках.
На автомобили, оборудованные системой кондиционирования,
устанавливают дополнительный электровентилятор 5 с пятилопастной
крыльчаткой, прикрепленный к радиатору через кожух 7.
Работой основного и дополнительного электровентиляторов управляет
электронный блок системы управления двигателем, получающий информацию от
датчиков системы. Электронный блок через соответствующие реле
обеспечивает вращение крыльчаток электровентиляторов с двумя скоростями.
Блок включает основной вентилятор с малой скоростью вращения при
температуре охлаждающей жидкости 93 °С, с большой скоростью — при 97 °С,
переключает вентилятор с большой скорости на малую при 94 °С, выключает
его при 90 °С. Блок включает дополнительный вентилятор с малой
скоростью, когда включен кондиционер, переключает на большую скорость
при температуре охлаждающей жидкости 97 °С или по достижении давления
1882 кПа в нагнетающем трубопроводе кондиционера.
В систему охлаждения с помощью шлангов 11 и 16 (см. рис. 5.15) включен радиатор отопителя салона. Возможные неисправности системы охлаждения, их причины и способы устранения
Снятие и установка электровентиляторов радиатора системы охлаждения двигателяВам потребуется торцовая головка «на 10».
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
|
|
2. Разъедините колодку жгута проводов основного электровентилятора, нажав на пружинный фиксатор.
|
3. Выверните два верхних болта…
|
|
|
4. …и один нижний болт крепления кожуха электровентилятора к
радиатору и снимите основной электровентилятор с кожухом в сборе, выведя
упор кожуха, расположенный внизу справа, из кронштейна на радиаторе.
|
5. Для снятия дополнительного электровентилятора разъедините
колодку его жгута проводов аналогично тому, как это делали перед снятием
основного электровентилятора (см. п. 2).
|
|
|
6. Выверните два болта крепления кожуха электровентилятора к радиатору…
|
7. …и снимите дополнительный электровентилятор с кожухом в
сборе, выведя упоры кожуха, расположенные внизу справа и слева, из
кронштейнов на радиаторе.
|
8. Установите электровентиляторы в порядке, обратном снятию.
Замена радиатора системы охлажденияРадиатор
подлежит замене при обнаружении течи из него охлаждающей жидкости. В
мастерской, располагающей специальным оборудованием, радиатор можно
проверить и отремонтировать.
Снимать радиатор удобнее в сборе с электровентиляторами.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Снимайте радиатор только на холодном двигателе.
|
Вам потребуются: ключ «на 10», пассатижи с длинными тонкими губками, отвертка с плоским лезвием.
1. Слейте охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
|
|
2. Разъедините колодку жгута проводов основного электровентилятора, нажав на пружинный фиксатор.
|
3. Аналогично разъедините колодку жгута проводов дополнительного электровентилятора.
|
|
|
4. Ослабьте хомут крепления пароотводящего шланга к
расширительному бачку, сжав пассатижами его отогнутые ушки, сдвиньте
хомут по шлангу…
|
5. …и снимите шланг с патрубка радиатора.
|
|
|
6. Ослабьте затяжку хомута крепления подводящего шланга…
|
7. …и отсоедините шланг от патрубка радиатора.
|
8. Аналогично отсоедините отводящий шланг от водораспределительной трубы.
ПРИМЕЧАНИЕ
Замена радиатора системы охлаждения показана на примере автомобиля Chevrolet Lanos.
|
|
|
9. Выверните болт крепления кронштейна верхней опоры радиатора к верхней поперечине рамки радиатора…
|
10. …и снимите кронштейн в сборе с подушкой верхней опоры.
|
11. Аналогично демонтируйте вторую верхнюю опору радиатора.
12. Извлеките радиатор в сборе с электровентиляторами из моторного отсека.
ПРИМЕЧАНИЯ
На штифты в нижней части каждого бачка радиатора надеты
резиновые подушки нижних опор, устанавливаемые в отверстия в нижней
поперечине рамки радиатора. Выньте их из поперечины, если они остались в
ее отверстиях, или снимите их со штифтов и осмотрите.
Сильно обжатые или затвердевшие подушки замените.
Аналогично выньте подушки из кронштейнов верхних опор, осмотрите их и при необходимости замените.
|
|
|
13. Если вы снимали радиатор для ремонта или для замены, ослабьте хомут крепления отводящего шланга…
|
14. …и снимите шланг.
|
|
|
15. Выверните три болта крепления кожуха основного электровентилятора к радиатору…
|
16. …и снимите электровентилятор в сборе с кожухом, выведя нижнюю правую опору кожуха из кронштейна на радиаторе.
|
|
|
17. Выверните два болта крепления кожуха дополнительного электровентилятора к радиатору…
|
18. …и снимите электровентилятор в сборе с кожухом, выведя нижние опоры кожуха из кронштейнов на радиаторе.
|
19. Промойте радиатор снаружи струей воды и просушите. Если на пластмассовых бачках радиатора есть трещины, замените радиатор.
20. Проверьте герметичность радиатора, для чего заглушите патрубки
радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,1 МПа (1 кгс/см2)
и опустите в емкость с водой не менее чем на 30 с. Негерметичность
радиатора определяют по выходящим пузырькам воздуха. Если радиатор не
помещается в емкость полностью, проверяйте его последовательно со всех
сторон.
21. Установите на радиатор электровентиляторы и отводящий шланг в порядке, обратном снятию.
22. Установите радиатор на автомобиль в последовательности, обратной снятию.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Для того чтобы в дальнейшем исключить возможность подтекания
охлаждающей жидкости, перед установкой шлангов смажьте патрубки
радиатора тонким слоем силиконового герметика.
|
23. Залейте охлаждающую жидкость и удалите из системы охлаждения воздушные пробки (см. «Замена охлаждающей жидкости»). Замена водяного насосаНасос снимайте для ремонта
или замены при возникновении во время его работы шума, уровень которого
превышает обычный, и течи охлаждающей жидкости.
Разборка насоса довольно трудоемкая, поэтому рекомендуем при неисправности заменять насос в сборе.
Вам потребуется ключ-шестигранник «на 5».
1. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
2. Снимите ремень привода газораспределительного механизма и
натяжной ролик (см. «Замена и регулировка натяжения ремня привода
газораспределительного механизма и замена его натяжного ролика»), нижнюю
и заднюю крышки привода газораспределительного механизма (см. «Снятие и установка масляного насоса»).
3. Выверните три винта крепления насоса к блоку цилиндров и снимите насос вместе с резиновым уплотнительным кольцом.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
При каждом снятии водяного насоса рекомендуем заменять винты его
крепления новыми, так как они подвержены окислению и после длительной
эксплуатации могут обломиться при выворачивании. Кроме того, гнездо в
головке винта под шестигранник сравнительно малое и его грани при
выворачивании винта сминаются. При затяжке и повторном выворачивании
винта его поврежденные грани могут смяться совсем, и вывернуть винт
будет очень затруднительно. Для предупреждения «закисания» винтов
смажьте их резьбу анаэробным фиксатором резьбы.
|
4. Снимите уплотнительное кольцо с корпуса насоса.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Рекомендуем при каждом снятии насоса заменять уплотнительное кольцо новым.
Перед установкой насоса для герметизации соединения и
предотвращения прилипания уплотнительного кольца смажьте кольцо
техническим вазелином.
|
5. Установите насос в гнездо блока цилиндров, сориентировав его
корпус проточкой (показана стрелками) на торце корпуса вверх, и
закрепите винтами.
6. Установите детали в порядке, обратном снятию.
7. Отрегулируйте натяжение ремня привода газораспределительного
механизма (см. «Замена и регулировка натяжения ремня привода
газораспределительного механизма и замена его натяжного ролика».
8. Залейте охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости»). Снятие и установка термостатаНеобходимость
в снятии термостата может возникнуть для его замены при нестабильном
температурном режиме двигателя — перегреве или недостаточном прогреве.
Для проверки термостата на автомобиле пустите холодный двигатель и
потрогайте рукой верхний (подводящий) шланг радиатора — он должен быть
холодным. После того как температура охлаждающей жидкости достигнет
80–85 °С, шланг должен начать быстро нагреваться, что указывает на
начало циркуляции жидкости по большому контуру. Если этого не
происходит, снимите термостат и проверьте его работоспособность.
Термостат имеет неразборную конструкцию, поэтому при выходе из строя его заменяют в сборе.
Вам потребуются: все инструменты, необходимые для снятия привода
газораспределительного механизма, а также ключ «на 13», отвертка.
1. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
2. Снимите ремень привода генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления (см. «Замена ремня привода генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления»).
3. Снимите ремень привода компрессора кондиционера (см. «Замена ремня привода компрессора кондиционера»).
4. Снимите ремень привода газораспределительного механизма (см.
«Замена и регулировка натяжения ремня привода газораспределительного
механизма и замена его натяжного ролика»).
5. Снимите заднюю крышку привода газораспределительного механизма (см. «Снятие и установка масляного насоса»).
|
|
6. Выверните два болта крепления крышки гнезда термостата…
|
7. …и отведите крышку в сторону, не отсоединяя от нее шланг.
|
|
|
8. Поддев отверткой, извлеките из гнезда в головке блока цилиндров термостат вместе с резиновым уплотнительным кольцом.
|
9. Снимите уплотнительное кольцо с термостата. Кольцо заменяйте при каждом снятии термостата.
|
10. Установите уплотнительное кольцо на новый термостат и установите термостат в гнездо.
11. Установите крышку гнезда, очистив привалочные поверхности головки блока цилиндров и крышки от окислов и загрязнений.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Перед установкой крышки термостата нанесите на ее фланец слой герметика.
|
12. Установите ремень привода газораспределительного механизма и
отрегулируйте его натяжение (см. «Замена и регулировка натяжения ремня
привода газораспределительного механизма и замена его натяжного
ролика»).
13. Установите детали в порядке, обратном снятию.
14. Отрегулируйте натяжение ремней привода генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления (см. «Проверка и регулировка натяжения ремня привода генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления»), а также компрессора кондиционера (см. «Проверка и регулировка натяжения ремня привода компрессора кондиционера»).
15. Залейте охлаждающую жидкость и удалите из системы охлаждения воздушные пробки (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
5.12.7. Снятие и установка расширительного бачкаВам потребуются: ключ «на 10» (удобнее торцовый), пассатижи, отвертка с крестообразным лезвием.
1. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
|
|
2. Ослабьте хомуты крепления пароотводящего шланга радиатора и
шланга отвода жидкости из дроссельного узла (показаны стрелками), сжав
пассатижами их отогнутые ушки, сдвиньте хомуты по шлангам…
|
3. …и снимите шланги с патрубков расширительного бачка.
|
|
|
4. Ослабьте затяжку хомута крепления жидкостного шланга…
|
5. …и снимите шланг с патрубка расширительного бачка.
|
|
|
6. Отверните две гайки крепления бачка к кузову…
|
7. …и снимите расширительный бачок.
|
8. Установите расширительный бачок в порядке, обратном снятию.
9. Залейте охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
|